SIMBA
( off
)
(
12:53 21-11-2008
)
Затем посланник Аллаха прочел высказывание Всевышнего: «Тому, кто дарил (на пути Ал-лаха) и был благочестив, и кто считал истиной наилучшее (т. е. слова "Ля иляха илля-Ллах"), Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается (в Аллахе), и кто счёл ложью наилучшее (т. е. слова "Ля иляха илля-Ллах"), Мы облегчим путь к тягчайшему».
SIMBA
( off
)
(
12:53 21-11-2008
)
Третья стадия — соизволение. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах поже-лал, чтобы всё существующее и отсутствующее как в небесах, так и на земле, происходило именно так, и позволил этому произойти. Поэтому всё, что происходит, происходит по воле Аллаха. Это ясно из аятов Священного Корана. Всевышний Аллах сообщил, что по Своей воле Он Сам творит некоторые дела и по Его воле совершают деяния Его творения. Всевышний сказал: «Но вы этого
SIMBA
( off
)
(
12:53 21-11-2008
)
не пожелаете, если не пожелает Аллах Господь миров». (Скручивание, 29).
«А если бы пожелал Аллах, они бы этого не делали». (Скот, 112- 137).
«А если бы Аллах пожелал, они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает».
(Корова, 253).
Итак, Аллах разъяснил, что люди совершают дела по Его воле. Что же касается деяний Самого Господа, то Всевышний сказал: «Если бы Мы пожелали, то всякую душу наставили бы на прямой путь». (Поклон, 13).
SIMBA
( off
)
(
12:53 21-11-2008
)
«Если бы пожелал Господь твой, то сделал бы людей общиной единой». (Худ, 118).
Эти и многие другие аяты говорят о том, что воля Аллаха распространяется и на Его деяния. Поэтому вера в предопределение не будет законченной, пока человек не уверует в волю Аллаха, которая объемлет всё, что существует и чего нет. Если что-либо отсутствует во Вселенной, то Все-вышний Аллах непременно пожелал этого, и если что-либо существует, то это также обязательно
SIMBA
( off
)
(
12:53 21-11-2008
)
существует по воле Аллаха, без которой ничего не происходит ни в небесах, ни на земле.
Четвертая стадия — сотворение. Это означает, что мы веруем в то, что Всевышний Аллах яв-ляется Творцом всякой вещи. Всё, что существует в небесах и на земле, сотворено Аллахом, даже смерть, несмотря на то, что она приносит с собой отсутствие жизни. Всевышний Аллах сказал: «...Который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям». (Власть, 2)
SIMBA
( off
)
(
12:54 21-11-2008
)
Таким образом, Всевышний и Благословенный Аллах создал всё, что в небесах и на земле. Мы знаем, что все происходящие события созданы Аллахом. Небеса, земля, горы, реки, Солнце, Луна, звезды, ветра, человек, животные являются Его творениями. Качества этих творений, их состояния и перемены также созданы Великим и Могучим Господом. Поэтому человеку трудно осознать, каким образом наши дела и слова, которые мы совершаем и говорим по собственной воле, явля-ются творениями Аллаха.
SIMBA
( off
)
(
12:54 21-11-2008
)
Это действительно так. И причина этого в том, что наши деяния и слова являются результатом двух вещей. Во-первых, наших возможностей, а во-вторых, наших желаний.
Итак, деяния раба зависят от его желаний и возможностей, а поместил эти желания в душу человека именно Аллах, и наделил его этими возможностями тоже Великий и Могучий Аллах. Он творит причину, которая воплощается в результат. Мы говорим, что тот, кто создаёт причину, соз-даёт
SIMBA
( off
)
(
12:54 21-11-2008
)
и её следствие, поэтому именно Всевышний Аллах сотворил деяния раба.
Мы уже отметили, что деяния человека определяются его желаниями и возможностями. Если бы человек был лишён желания или возможности, то не смог бы совершить что-либо. Тот, кто хо-чет сделать нечто, но не способен на это, не совершает этого. И тот, кто может сделать нечто, но не хочет, тоже не совершает этого. Всякое деяние является результатом твёрдого желания и необ-ходимых
SIMBA
( off
)
(
12:55 21-11-2008
)
возможностей, и сотворил их Аллах. Таким образом, мы понимаем, почему мы говорим, что Всевышний Аллах является Творцом человеческих деяний. В действительности человек творит дела своими руками. Он очищается и молится, платит закят и соблюдает пост, совершает хадж и малое паломничество, ослушается велений Господа и повинуется Ему, но всё это определяется его желаниями и возможностями, которые сотворил Великий и Могучий Аллах. Это — хвала Аллаху! — предельно ясно.
SIMBA
( off
)
(
12:55 21-11-2008
)
Каждый мусульманин обязан уверовать в упомянутые стадии предопределения, и всё сказанное ранее совершенно не противоречит воле раба при совершении каких-либо деяний.
Например, мы говорим, что огонь сжигает, а само горение несомненно сотворено Всевышним Аллахом. Поэтому огонь сжигает не сам по себе, а потому, что Аллах наделил его этим качеством. По этой причине, огонь, в который язычники бросили пророка Ибрахима, не спалил его, ибо Ал-лах