SIMBA
( off
)
(
12:50 21-11-2008
)
пожелаешь, ты можешь пойти по любой из них. Отчего же ты уклоняешься от истины, а затем го-воришь, что это было предопределено тебе? Разве не лучше было бы пойти прямо, чтобы сказать, что тебе было предопределено именно это? Если бы ты собрался в поездку в другой город, и перед тобой были бы дороги: одна — проложенная, короткая и безопасная, а вторая — не проложенная, длинная и опасная — то ты непременно выбрал бы проложенный, короткий и безопасный путь.
SIMBA
( off
)
(
12:50 21-11-2008
)
Этот пример материален, однако духовный путь, избираемый человеком, сходен с ним и абсолют-но не отличается от него. Но человеческие души и желания часто овладевают разумом и одержи-вают верх над ним. От верующего же требуется, чтобы его разум покорил страсти и желания, ибо здравый рассудок всегда подсказывает человеку, как избежать вреда и добиться полезного и же-лаемого результата.
SIMBA
( off
)
(
12:50 21-11-2008
)
Из этого нам становится ясно, что человек самостоятельно выбирает, как ему поступать, а не делает это под принуждением. Также, как в мирских делах он выбирает, какой товар ему приобре-сти и какую сделку заключить, в делах, касающихся будущей жизни, он выбирает, какое деяние ему совершить. Однако пути, ведущие к успеху или убытку в будущей жизни намного яснее путей мирских, ибо прямой путь и заблуждение разъяснены Самим Всевышним Аллахом в Коране и Его
SIMBA
( off
)
(
12:50 21-11-2008
)
посланником [в Сунне] и непременно являются более ясными и более светлыми. Несмотря на это человек шагает по мирским путям, даже будучи неуверенным в конечном результате, и не тру-дится ради будущей жизни, тогда как плоды его деятельности известны и гарантированы. Ведь подкреплены они обещанием Аллаха, а Всевышний и Благословенный Аллах не нарушает Своего обещания!
SIMBA
( off
)
(
12:50 21-11-2008
)
Итак, убеждения и мазхаб (учение) приверженцев Сунны, ахль ас-сунна уа аль-джама’а, состо-ят в том, что человек совершает и говорит что-либо по собственной воле, однако его воля подчи-нена воле Всевышнего Аллаха и имеет место после Его соизволения. Приверженцы Сунны также веруют в то, что воля Всевышнего подчинена Его мудрости, ибо одним из имён Аллаха является аль-Хаким, что означает Судья и Правитель, который устанавливает всякую вещь в соответствии с
SIMBA
( off
)
(
12:51 21-11-2008
)
законами вселенной и шариата. По Своей мудрости Всевышний Аллах предписал веру тем, кто, как это было заранее известно Аллаху, стремится к истине и чьё сердце обращено к прямоте, и предписал заблуждение тем, кто отворачивается от этого. Если таким людям предлагают принять Ислам, то их груди сжимаются, словно они поднимаются в небо (аят). Однако мудрость Аллаха не позволяет кому-либо встать на прямой путь, пока Аллах не изменит его намерений и
SIMBA
( off
)
(
12:51 21-11-2008
)
желаний, и также не позволяет этого, пока для достижения наставленной цели не будут использо-ваны соответствующие средства.
Приверженцы Сунны разделили предопределение Аллаха на четыре стадии:
Первая стадия — знание. Это означает, что человек твердо верует в то, что Аллах ведает обо всякой вещи, обо всем, что в небесах и на земле, будь то деяния Самого Господа или Его творе-ний. Ибо ничто в небесах и на земле не может скрыться от Него.
SIMBA
( off
)
(
12:52 21-11-2008
)
Вторая стадия — предписание. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах напи-сал судьбу всех творений у Себя в Хранимых Скрижалях. Об этих двух стадиях Всевышний Аллах сказал: «Разве не знаешь ты, что Аллаху ведомо то, что в небе и на земле? Поистине, это — в Писании, и это для Аллаха — легко». (Хадж, 70).
SIMBA
( off
)
(
12:52 21-11-2008
)
Аллах — свят Он! — вначале упомянул знание, а затем сообщил о том, что оно записано в Пи-сании, то есть в Хранимых Скрижалях. Посланник Аллаха сказал: «Первым, что создал Аллах, было Перо. Затем Он повелел ему: "Пиши!" Перо спросило: "О Господь, что мне писать?" И в этот час было записано всё сущее вплоть до Дня воскресения». Имам Ахмад.
SIMBA
( off
)
(
12:52 21-11-2008
)
Поэтому, когда пророка спросили о творимых нами деяниях, независимы они или предписа-ны и неизбежны, он ответил, что они предопределены. Тогда его спросили, не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предопределение? Он же сказал: «Со-вершайте [благие дела], ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан».
Пророк повелел совершать благие дела, ведь и тебе, мой брат, также облегчается путь к тому, для чего ты создан.