Atasia
( off
)
(
22:06 08-04-2012
)
Наверняка можно сказать
только следующее:
1. Различались духи-охранители, враждебные духи и духи предков.
2. К числу охранителей
относились алад-си-га (дух
плаценты, аналогичный
античному гению) и лама-ша-га (дух жизненной силы, связан со зрительными органами). Судя по именам, это семитские заимствования.
Atasia
( off
)
(
22:07 08-04-2012
)
3. Враждебные духи состояли из чудовищ, погубленных героями на земле, а также из духов различных заболеваний. К таковым относились, например, аккадизированные асакку (от имени хаотического чудовища Асага, соперника новогоднего героя Нинурты), утукку, алу, галла (служители подземного мира и смерти, охотники на
людей).
Atasia
( off
)
(
22:09 08-04-2012
)
4. Духи предков чаще всего
были враждебны людям,
поскольку получали мало
пропитания. Из них известны гидим (дух голодный и часто жаждущий) и различные виды лу-лил-ла (призраки, букв. "человек воздуха") - мужчины, женщины и девы-призраки. Происхождение призраков
должно чем-то отличаться от обычных духов гидим. Скорее всего, это люди, лишенные обычного статуса усопших вследствие странной или
преждевременной смерти, а возможно даже - и вследствие отсутствия места погребения.
Atasia
( off
)
(
22:09 08-04-2012
)
То есть, весьма вероятно, что шумерские духи-призраки могут быть сопоставимы со славянскими заложными
покойниками. Отношение к
ним преисполнено ужаса, а
сами они никогда не удостаиваются обычных для предка жертв.
Atasia
( off
)
(
22:10 08-04-2012
)
Вот, пожалуй, и все, что можно на сегодняшний день сказать о наиболее архаичных верованиях шумеров. Неведомы нам их домашние праздники и возрастные ритуалы, совершенно утаены от нас простонародные свадебные обряды, лишь
некоторые тексты вскользь
упоминают об оберегах и амулетах, форма которых
также до нас не дошла.
Atasia
( off
)
(
22:12 08-04-2012
)
...уже в самое раннее время
существовала иерархия богов шумерского пантеона: первыми шли демиурги, заседавшие в собрании священного Ниппура, затем лунный и солнечный боги, потом богини-матери и боги-воины различных городов.
При этом боги-демиурги всегда выступали только под одним именем (не считая эпитетов), прочие же божества имели их по нескольку.
Atasia
( off
)
(
22:13 08-04-2012
)
Особенно много имен было у богинь-матерей и у весеннего бога Думузи. Ан и Инанна почитались в городе Уруке, где в честь них был возведен храм Эаннна ("Дом Неба"). Ан изображался знаком "звезда", у Инанны был свой собственный символ, изображение которого до сих пор не разгадано.
[ред.
Atasia
08-04-2012 в 22:13] Atasia
( off
)
(
22:15 08-04-2012
)
Предположительно, это шест, стоящий у дверей священного загона и символизирующий обряд священного брака между Инанной и Думузи. Думузи, культ которого был распространен во многих
шумерских городах (только в Лагаше было два культа, в которых он выступал под
разными именами), чаще всего отождествлялся с овцами и изображался с бараньей головой.
Atasia
( off
)
(
22:15 08-04-2012
)
Энлиль правил священным Ниппуром - городом, в котором жили все боги Шумера, поскольку на его
территории стояли их
святилища и проходило их
собрание. Как существо
воздушное, Энлиль не мог
иметь никакого изображения, и мы не знаем ни одного примера его сравнения с какой-либо вещью или животным.
Atasia
( off
)
(
22:17 08-04-2012
)
Правда, в некоторых гимнах он назван "козел-вожак Неба и Земли", но вряд ли это буквальное отождествление. Энки управлял городом Эреду на берегу Персидского залива, и нередко он сам и его окружение уподоблялись рыбам. С другой стороны, на печатях Аккадской эпохи у ног Энки расположился козленок. Намек ли это на способность Энки предсказывать судьбу по печени козленка или речь идет об одной из зооморфных ипостасей самого Энки - сказать трудно.
[ред.
Atasia
08-04-2012 в 22:19]