Кассиопей
( off
)
(
22:51 10-11-2011
)
ИОАННИТЫ
Из православия вышел также ряд реакционных монархических сект, большинство которых сложилось после революции 1917 года и выражало в религиозной форме социальный протест эксплуататорских классов против революционного движения. Правда, несколько такого рода сект существовало еще до революции. Так, секта иоаннитов появилась в 80-х годах XIX в.
Кассиопей
( off
)
(
22:51 10-11-2011
)
Она была названа по имени священника Иоанна Кронштадтского, которого группа религиозных фанатиков объявила чудотворцем. Некоторые члены секты считали Иоанна самим Иисусом Христом. Его портреты помещались в домах сектантов рядом с иконами. Для секты характерна проповедь эсхатологических взглядов (то есть проповедование скорого конца света и всего человечества). Обрядность не отличается от православной.
Кассиопей
( off
)
(
22:52 10-11-2011
)
ИННОКЕНТЬЕВЦЫ В начале XX в. возникла другая подобная секта – иннокентьевцы (последователи иеромонаха балтского православного монастыря Иннокентия). Авантюрист Иннокентий объявил себя живым воплощением святого духа и выступил с проповедью скорого наступления страшного суда. После революции 1917 года члены секты начали борьбу с Советской властью. Наряду с антисоветской деятельностью секта систематически совершала изуверские обряды.
Кассиопей
( off
)
(
22:52 10-11-2011
)
ХЛЫСТЫ
Эта секта возникла в XVIІ веке, как одно из ответвлений беспоповщины, однако по своей догматике сильно отдалилась от старообрядчества. Основой вероучения хлыстов является представление о возможности прямого общения человека со святым духом, возможности воплощения бога в наиболее праведных сектантов, которые предстали как „достойные сосуды” для такого воплощения.
Кассиопей
( off
)
(
22:53 10-11-2011
)
Доводя себя до религиозного экстаза во время своих радений (так называемое „хождение в духе”), хлысты считают, что в таком состоянии происходит их общение со „святым духом”. Сектанты, наиболее легко приходящие в исступленное состояние, почитаются хлыстами в качестве „христов”, „богородиц”, „пророков”.Первоначально хлысты придерживались строгого аскетизма, позже некоторые из их заповедей (например, заповедь о воздержании от половой жизни) были отменены.
Кассиопей
( off
)
(
22:53 10-11-2011
)
СКОПЦЫ
Скопцы – одно из ответвлений хлыстов, которое фактически превратилось в самостоятельную секту. Эта секта возникла в XVIII в. для борьбы с „блудом”; основатели скопчества решили применить кастрацию. Изуверская секта вербовала в свои ряды из числа задавленных нуждой, отчаявшихся крестьян, а во главе секты стояли представители купечества.
Кассиопей
( off
)
(
22:53 10-11-2011
)
Скопческие общины, или, как их называли, „корабли”, использовались руководителями для личного обогащения и закабаления трудящихся. Вероучение и обрядность скопцов сходны с хлыстовскими. Как и хлысты, скопцы посещают православные церкви. В то же время, в противоположность хлыстам, полностью отрицающим иконы, они почитают изображения своего „Христа” – Селиванова, положившего начало этой секте, „богородицы“, „пророков”.
Кассиопей
( off
)
(
22:54 10-11-2011
)
ДУХОБОРЦЫ
Секта духоборцев возникла во второй половине XVIII в. и сперва в своей деятельности преследовала социально-политический характер. Духоборцы отказывались повиноваться церковной и государственной власти, старались вводить в своих общинах принципы христианского социализма. Однако на практике общины, основанные духоборцами, являлись средством эксплуатации рядовых сектантов руководителями секты.
Кассиопей
( off
)
(
22:54 10-11-2011
)
В отличие от хлыстов и скопцов, духоборцы полностью порвали с православием. Они не признают также еврейские Ветхий и Новый заветы, иконы, таинства, священников. Основы учения духоборцев изложены в „животной книге” (состоящей из псалмов), в которой помимо вероучения духоборчества излагается также история секты. У духоборцев, так же как и у хлыстов, существует культ руководителей секты, хотя степень их обожествления несколько меньшая.
Кассиопей
( off
)
(
22:54 10-11-2011
)
Причем, должность руководителя секты передается по наследству. Тем не менее, духоборцы считают, что „дух божий” живет не только в руководителях, но и во всех верующих.
Социальное расслоение в секте привело к разделению ее на несколько групп, важнейшими из которых были большая и малая партии (соответственно бедняки и богачи). Преследования со стороны царского правительства заставили большинство духоборцев (сторонников большой партии) эмигрировать в Канаду.