Тематические форумы » История » Пётр Алексеевич Кропоткин [ТруЪ*МаньякЪ)]
Страница: 1, 2, 3, 4
ТруЪ*МаньякЪ)
( 13:42 15-03-2014 )
30
августа войска Корнилова
были остановлены, а сам он
арестован. В тот же день
Керенский занял пост
Верховного
главнокомандующего.
Провал правого переворота
привёл к усилению
леворадикального крыла
революции.
ТруЪ*МаньякЪ)
( 13:45 15-03-2014 )
16 октября культурно-
просветительное общество
«Народное дело» наряду с
В. Г. Короленко,
Ф. И. Шаляпиным,
И. А. Буниным и
Н. В. Чайковским пригласило
Кропоткина в члены-
учредители.

Кропоткин жил в Москве, где
его и застала Октябрьская
революция. За два дня до
октябрьского переворота
анархист Александр
Моисеевич Атабекян
опубликовал «Открытое
письмо П. А. Кропоткину», в
котором призывал
Кропоткина возглавить
анархическую социальную
революцию, которая должна
защитить трудящихся как от
ожесточённой классовой
борьбы, так и от «уличного
большевизма».

Московское вооружённое
восстание началось 25
октября (7 ноября) и только в
начале ноября большевики
смогли захватить город.

Кропоткин тогда жил на
Большой Никитской и был
свидетелем революционных
событий.
К Октябрьской революции
Пётр Алексеевич отнёсся
неоднозначно: он
приветствовал сам факт
свержения буржуазии и
формальное установление
власти в форме Советов,
однако он оправданно
опасался, что при отчётливой
тенденции к концентрации
новой власти в центре,
партия, обладающая этой
властью, не желала её ни с
кем делить, а главное —
опасалась отдать её народу, в
то время как революция
должна стать делом
всенародным, всеклассовым.
ТруЪ*МаньякЪ)
( 13:48 15-03-2014 )
Встреча с Нестором Махно

Весной 1918 года встречался
с Нестором Ивановичем
Махно, украинским
крестьянским атаманом,
известным сторонником
анархического коммунизма,
который почитал Кропоткина
как своего учителя. Махно
уговаривал теоретика
мирового анархизма
приехать в Гуляйполе. Старик
отказался с напутствием: «Вы
редкий на Руси человек,
берегите себя!». Также стоит
отметить, что по некоторым
данным, именно Махно
содержал семью Кропоткина
до 1921 года (год смерти
Петра Кропоткина и уход
Нестора Махно в Румынию).

Жизнь в Дмитрове
Большевики предложили
П. А. Кропоткину квартиру в
Кремле, кремлёвский паек,
причем народный комиссар
просвещения Анатолий
Луначарский написал жене
Кропоткина Софье
Григорьевне письмо, где
просил воздействовать на
Петра Алексеевича, чтобы тот
не отвергал помощи,
исходящей от
государственной власти. Но
Кропоткин от помощи
твердо отказался.

Кропоткину трижды
пришлось менять квартиру,
поскольку дома «бывших
буржуев», в которых он
поселялся, реквизировали.
В июле 1918 года Кропоткин
поселился с женой в
подмосковном городе
Дмитрове получив
«охранное» удостоверение,
подписанное Председателем
Совнаркома В. И. Ульяновым-
Лениным. В нём говорилось:
«Дано сие удостоверение…
известнейшему русскому
революционеру в том, что
советские власти в тех
местах…, где будет
проживать Петр Алексеевич
Кропоткин, обязаны
оказывать ему всяческое и
всемерное содействие…
ТруЪ*МаньякЪ)
( 13:49 15-03-2014 )
представителям Советской
власти в этом городе
необходимо принять все
меры к тому, чтобы жизнь
Петра Алексеевича была бы
облегчена возможно
более…»
ТруЪ*МаньякЪ)
( 13:52 15-03-2014 )
Друг Льва Толстого граф
М. А. Олсуфьев, прежде
уездный предводитель
дворянства, продал ему за
символическую плату
пустующий дом на бывшей
Дворянской улице,
переименованной в
Советскую (ныне —
Кропоткинская). Несмотря на
трудные условия жизни,
Кропоткин продолжил
активную общественную
деятельность, тесно
сотрудничал с Дмитровским
союзом кооперативов,
продолжал работу над новой
книгой — «Этика».
Дмитровскому периоду
жизни жизни "князя
анархистов" посвящено
стихотворение С.Н. Маркова,
«Кропоткин в Дмитрове. Год
1919».

Развитие дальнейших
событий, красный террор и
диктатура партии
большевиков заставили его
критичнее отнестись к
Октябрьской революции.

В начале 1921 года
Кропоткин тяжело заболел
воспалением легких. Ленин
экстренно направил в
Дмитров группу лучших
врачей во главе с народным
комиссаром
здравоохранения Н. Семашко
и В. Бонч-Бруевичем.
Кропоткину предлагали
усиленное питание, спецпаёк.
Но Пётр Алексеевич не
признавал никаких
привилегий и от пайка
отказался. Он умирал
незаметно, «скромно»,
стараясь никому не
доставить хлопот этой своей
«процедурой».
ТруЪ*МаньякЪ)
( 13:54 15-03-2014 )
Пётр Алексеевич Кропоткин
скончался в ночь на 8
февраля 1921 года в
возрасте 78 лет. На
следующий день, 9 февраля,
центральные газеты на
первых полосах поместили
траурное объявление
Президиума Московского
совета рабочих, крестьянских
и красноармейских
депутатов, извещавшее о
смерти «старого закаленного
борца революционной
России против самодержавия
и власти буржуазии».

10 февраля в Дмитров
прибыл специальный
траурный поезд, на котором
гроб с телом был доставлен в
Москву и установлен для
прощания в Колонном зале
Дома союзов (бывшем
здании московского
Дворянского собрания) на
Большой Дмитровке. Это
положило начало
многолетней советской
традиции. С Кропоткиным
прощались в течение двух
дней — пришли сотни
делегаций от заводов,
фабрик и учреждений
Москвы, тысячи простых
людей. Около гроба в
почетном карауле стояли и
друзья Кропоткина
анархисты, некоторые из
которых под честное слово
были выпущены из тюрьмы
на похороны того, кого они
считали своим вождём.
ТруЪ*МаньякЪ)
( 13:58 15-03-2014 )
13 февраля состоялись
похороны. Похоронен
П. А. Кропоткин в Москве на
Новодевичьем кладбище.

________________________

П. А. Кропоткин об анархизме
и государстве

По мнению П. А. Кропоткина,
анархизм происходит из того
же революционного
протеста, того же людского
недовольства, что и
социализм; и результатом
революции он видит
установление
«безгосударственного
коммунизма», новый
общественный строй виделся
ему как вольный
федеративный союз
самоуправляющихся единиц
( общин, территорий,
городов), основанный на
принципе добровольности и
«безначалья».
Предполагалось
коллективное ведение
производства, коллективное
распределение ресурсов и
вообще коллективность
всего, что относится к
экономике, к сфере услуг, к
человеческим
взаимоотношениям.
Коллектив представлял бы
собой группу
заинтересованных в своей
деятельности людей, которые
понимали бы, зачем и для
кого они все это делают, чего
было бы достаточно для их
добровольной деятельности.
ТруЪ*МаньякЪ)
( 14:02 15-03-2014 )
Будучи пытливым учёным,
талантливым историком,
высокообразованным
человеком, П. А. Кропоткин
пытался подвести под
анархизм какую-либо
научную основу и
аргументированно показать
его необходимость, для него
анархизм представлялся
философией человеческого
общества. Метод познания
П. А. Кропоткина основан на
едином для всех законе,
законе солидарности и
взаимной помощи и
поддержки. Он стремился
доказать, что дарвиновское
положение о борьбе за
существование следует
понимать как борьбу между
видами и взаимопомощь
внутри видов. Взаимная
помощь и солидарность —
двигатели прогресса.

Им была исследована
взаимопомощь среди племен
бушменов, готтентотов,
эскимосов, выявлена её роль
в создании таких форм
человеческого общежития
как род и община; в период
Средневековья — цехи,
гильдии, вольные города; в
новое время — страховые
общества, кооперативы,
объединения людей по
интересам (научные,
спортивные и др. общества).
В таких человеческих
организациях отсутствуют
начальники, отсутствует
какая-либо принудительная
власть, как мы сейчас
понимаем это слово, а все
основано на необходимости,
понимании, увлеченности
людей своим делом. Нередко
возникает такая ситуация, что
человек не может развить
свои способности и
склонности, либо вообще не
имеет представления о том,
что ему дается лучше всего.
ТруЪ*МаньякЪ)
( 14:02 15-03-2014 )
Все это происходит оттого,
что государство
ориентировано скорее на
интересы некой идеальной,
несуществующей в
реальности личности, а не на
людей, способности которых
различны, что естественно.
ТруЪ*МаньякЪ)
( 14:05 15-03-2014 )
По мнению П. А. Кропоткина,
совершенно недопустимо
отождествлять
правительство и государство,
ведь последнее включает в
себя не только
существование власти над
определённой частью
общества, но и
сосредоточение управления,
общественной жизни в
одном центре. Наличие
государства, помимо всего
прочего, предполагает
возникновение новых
отношений как между
различными группами
населения, так и между
отдельными членами
общества.
П. А. Кропоткин смотрит на
историю как на две
параллельные «враждебные
традиции: римская и
народная, императорская и
федералистская, традиция
власти и традиция
свободы, — и когда
возникает вопрос о
выборе, — мы пристаём к
тому течению, которое ещё в
XII веке привело людей к
организации, основанной на
свободном соглашении, на
свободном почине личности,
на вольной федерации тех,
кто нуждается в ней.
Пусть
другие стараются удержаться
за традиции канонического
императорского Рима»!
В обосновании этого он
отмечает, что в XII—XVI веках
Европа была покрыта
множеством богатых
городов, их ремесленники,
учёные, зодчие производили
чудеса искусства, открывали
многое в различных областях
знаний, их университеты
закладывали основу науки,
караваны, пересекая океаны,
не только пополняли казну,
но и возлагали новые знания
на алтарь географии.
Современное же искусство,
по мнению П. А. Кропоткина,
превосходит средневековое
только в скорости, в
динамике своего развития, а
отнюдь не в качестве.
Далее »
« Назад
Страница: 1, 2, 3, 4
Назад в форум
На главную
© c.sasisa.me